В этой небольшой статье я хотел бы рассказать простыми, человеческими словами о некоторых нюансах и заблуждениями с которыми сталкиваются военнослужащие после возбуждения в отношения них уголовного дела.
Моя основная специализация-это защита военнослужащих по тяжким и особо тяжким уголовным преступлениям, но начнем по порядку.
Задержание подозреваемого.
На территории Луганской Народной Республики введено военное положение, срок задержания в отличии от большой земли, состовляет до 30 суток.
Обычно из практике военнослужащий будет находится на гауптвахте (раньше помещали в ИВС) дней 25, затем следователь выходит в суд с ходатайством об избрании в отношении военнослужащего меры пресечения, обычно в виде содержания под стражей (зависит от тяжести и резонансности преступления и др.).
В иных случаях может быть избрана более мягкая мера пресечения в виде наблюдения командования, подписки о невыезде или мера уголовно-правового характера-обязательство о явке.
Уже на начальной стадии, в случае задержания рекомендую написать рапорт на командира войсковой части о том, что бы он ходатайствовал перед следователем или руководителем военного следственного органа о приостановлении в отношении вас предварительного расследования (действующее законодательство позволяет) и/или избрании в отношении вас меры пресечения в виде наблюдения командования войсковой части.
Рапорт на имя командира войсковой части можно подать через следователя, как лично под роспись с копией, так и через ходатайство адвоката по военным делам в Луганске.
В случае наличия такого ходатайства и отказа следователя в его удовлетворении необходимо обжаловать данный отказ в судебном порядке, шансы положительного исхода очень высокие.
Возможность и порядок приостановления предварительного расследования предусмотрена ссответствующим совместным приказом (распорядительным актом) соответствующих органов власти, которым предусмотрен порядок их взаимодействия, определена организация взаимодействия по вопросам приостановления предварительного расследования.
Допрос подозреваемог/обвиняемого.
При первом допросе, возможно и на втором я, как военный адвокат рекомендовал бы отказаться от дачи показаний воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 51 Конституции РФ или я предпочитаю пользоваться правом, предусмотренным п.2 ч.4 ст. 46 или п.3 ч. 4 ст. 47 УПК РФ, в зависимости от процессуального статуса военнослужащего.
Данные действия обусловлены необходимостью защитника более обстоятельно ознакомиться с некоторыми материалами уголовного дела, собрать больше информации из разных источников для выработки в дальнейшем соответствующей позиции и стратегии защиты по уголовному делу.
Я считаю, что показания можно дать в любой момент, спешить не стоит, а уже данные показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, и в последствии могут только навредить.
После выбора позиции по делу можно принимать решение об активной позиции защиты, давать показания, позволяющие и доказывающие невиновность доверителя или уйти в «глухую оборону» до более глубокого изучения материалов, ознакомления с постановлениями о назначении экспертиз, ознакомления с заключениями экспертов, проведения очных ставок, на которых также можно отказаться от дачи показаний, при этом понять позицию свидетеля или «подельника» по делу, т.е. собрать максимум информации по уголовному делу, а потом принимать определенное решение.
Перевод военнослужащего в другую войсковую часть через отношение.
Некоторые военнослужащие, в том числе после возбуждения уголовного дела хотят перевестись в другую войсковую часть по разным причинам, например напряженные отношения с командованием, отказ командира войсковой части в предоставлении ходатайства о приостановлении уголовного дела на стадии следствия или суда,
На данный момент это проблематично.
Как происходит на самом деле?
Если в отношении военнослужащего возбуждено уголовное дело и он еще и подстражный, перевод практически невозможен.
Да, отношение с другой в/ч взять возможно, но в дальнейшем, когда это отношение попадает в войсковую часть, где военнослужащий проходит воинскую службу командир может отказать в переводе, перевод военнослужащего – это право командира , а не обязанность. Если даже ваш командир согласует перевод и направит представление в армию или военный округ о вашем переводе, то не факт, что там согласуют перевод. Хочу также отметить, что все переводы осуществляются через личный рапорт военнослужащего.
Поэтому при наличии на руках отношения на перевод рано «хлопать в ладоши» и считать, что перевод вам обеспечен.
Судебная стадия уголовного производства.
Если уже дошли до суда, не получилось приостановить предварительное расследование на стадии следствия, в этом случае законодатель предусмотрел данную возможность на судебной стадии и вам опять потребуется помощь военного адвоката в Луганске.
Принцип практически идентичен приостановлению предварительного расследования на стадии следствия, с небольшими исключениями.
Военнослужащий подает рапорт на имя командира войсковой части, с просьбой ходатайствовать перед гарнизонным или окружным военным судом о приостановлении в отношении него производства по уголовному делу и отмене меры пресечения.
Данный рапорт подается через штаб или другое структурное подразделение, с проставлением отметки с входящим номером.
По результатам рассмотрения рапорта командир принимает решение об удовлетворении рапорта или об отказе в его удовлетворении.
В случае положительного результата командир подписывает данное ходатайство, ставится гербовая печать и штамп с исходящим номером.
Данные документы предоставляются в суд.
По результатам рассмотрения, если у суда не возникает формальных вопросов к документам, суд выносит постановление о приостановлении производства по уголовному делу.
Иногда в целях подтверждения подлинности документов суды просят пригласить в судебное заседание представителя командования войсковой части с надлежащим образом оформленной доверенностью, в целях поддержания ходатайства в суде.
После приостановления производства по уголовному делу, в случае если в отношении военнослужащего была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, военнослужащий немедленно не освобождается из зала суда.
Представитель войсковой части приезжает в СИЗО с определенным пакетом документов.
После чего работник СИЗО готовит сопроводительные документы, военнослужащего фотографируют, отдают ему личные вещи, и он отбывает в расположение своей войсковой части для дальнейшего участия в боевых действиях.
Я, как военный адвокат в Луганске осуществляю защиту военнослужащих по тяжким и особо тяжким уголовным преступлениям.
Имею большой опыт и знания в военной сфере, практику применения законодательства по уголовным делам в отношении военнослужащих.
Полное сопровождение уголовных дел начиная со стадии следствия и окончательного решения суда, подготовка проектов рапортов, ходатайств командования войсковых частей.
В данной статье я не стал описывать все подробности и нюансы уголовного производства в отношении военнослужащих, их очень много.
Более подробную консультацию по уголовным военным делам вы можете получить, связавшись со мной по номеру телефона, указанному на сайте или посредствам мессенджеров.
С, Уважением военный адвокат в Луганске Прохватилов Олег Александрович.